Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Н.А.Кошелев - картина "Дети, катающие пасхальные яйца"

На протяжении своей жизни Николай Андреевич Кошелев успел выступить как иллюстратор, иконописец, фрескист и так далее…
Наиболее известным трудом Николая Кошелева является участие в росписи Храма Христа Спасителя вместе с Крамским Иваном Николаевичем. Также Кошелев является автором нескольких эскизов, по которым были выполнены мозаики петербургского храма Спаса на Крови.

Картина «Дети, катающие пасхальные яйца» была написана в период ученичества в 1855 году. Такова официальная дата, которая, впрочем, принимается не всеми искусствоведами. Есть мнение, что полотно художник написал гораздо позже, в 1867 году.

На картине представлена известная «народная» игра, в которую было принято играть по наступлении Пасхи, «покатушки».

Согласно преданию, обычай обмениваться крашеными яйцами ведет свое начало с I века от Р. Х.
Что, собственно, касается времени происхождения самой игры, об этом с точностью неизвестно. Интересно заметить, что иногда в народной среде в неё вкладывается исторический и богословский смысл, мол, катание яйца символизирует камень, скатившийся с Гроба Господня перед воскрешением Иисуса Христа. Заметим однако, что согласно Евангелию, удаление камня от Гроба Спасителя произошло при следующих обстоятельствах: «И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба» (Мф. 28:2).

По некоторым оценкам, катание яиц было у русских одной из любимых забав. Оно начиналось в день Пасхи и продолжалось иногда всю светлую неделю. Яйца катались с бугорка или специального лотка. Когда катившееся яйцо ударялось о чье-нибудь из лежащих на земле, играющий брал это яйцо себе. Выигрывал тот, чье яйцо прокатилось дальше. Смотреть, как катают яйца, собиралась чуть ли не вся деревня.

Также существовала и другая «народная» традиция — пасхальные яйца катать по земле для того, чтобы земля была плодородной.

Перед зрителем изображена традиционная русская народная забава: катание крашеных яиц с горки.
Цель ее состоит в том, чтобы выиграть у других участников как можно больше яиц. Тот, чьё яйцо, скатившись с горки, задело крашенки других участников, забирает их себе. У кого в результате окажется больше яиц — тот и победитель.

Судя по картине активные участники игры — это старшая девочка, сосредоточенно запускающая яйцо и мальчик, тревожно наблюдающий за процессом. Отдавать победу в руки девочки он явно не хочет. Двое маленьких детей в силу своего возраста еще не понимают правил игры, но с интересом наблюдают за старшими.

Дети явно из бедной семьи: об этом свидетельствует скромная обстановка и всего одна игрушка — глиняная корова, вероятно привезенная в качестве подарка с ярмарки.
На полу вместо ковра расстелена отцовская шинель. Рядом железная тумба с самоваром, чуть поодаль — корзина с шитьем, которая принадлежит матери. Эти незначительные детали указывают на занятия родителей, на их тяжелую жизнь.

Но дети далеки от печалей взрослых — они радуются каждому дню, сердца их открыты Богу. Увлеченные игрой они не замечают скудости обстановки: соорудив из сподручных предметов горку — на это хватит и простого картона с деревянным ящичком в качестве подставки — они погружены в игру.
Кто первый победит? Чье яйцо докатится дальше? Их не заботит завтрашний день, не мучает тревога: в их добром и открытом сердце мы видим упование на Бога.

«Будьте как дети!», — призывает художник. Пасхальный праздник в каком-то роде есть возвращение к этой детской чистой вере.

Опубликовала    06 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Николай Николаевич Ге - картина «Голгофа»

Картина «Голгофа», стала одной из последних работ Николая Ге. Автор постарался вложить в своё произведение глубокий нравственный смысл.

В центре картины — Христос и два разбойника.

Истерзанный человек маленького роста (подчёркнуто ниже стоящих по обе стороны разбойников), в грязновато-лиловом рубище, слишком широком для его тщедушного тела, и со всклокоченными волосами (впоследствии отчего-то особо возмущавшими публику) стоит «посредине мира», зажмурив глаза и отчаянно стискивая руками голову…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  03 мая 2024