Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

К.В.Лебедев -картина "Царевна София получает у Троицы письмо Василия Голицына"

В ряду наших русских художников, Клавдий Васильевич Лебедев занимал выдающееся место. Он прошел долгую и трудную художественную школу: был сначала учеником Строгановского рисовального училища в Москве, а потом поступил в Московскую Школу живописи, ваяния и архитектуры, где и закончил свое художественное образование.
Сначала он выставлялся в Москве; но в 1881 году на одной из передвижных выставок, в то время переполненных яркими, живыми произведениями кисти Крамского, Репина, Маковских, Киселева, Неврева, Волкова и Куинджи, явилась небольшая картинка К. В. Лебедева, обратившая на себя серьезное внимание знатоков и тонких ценителей живописи.
Картинка эта была — «Боярская свадьба» (молодых ведут в опочивальню), и, несмотря на свой малый размер, написана была изумительно.
С тех пор картины художника много раз появлялись на передвижных выставках, привлекая общее внимание не только своей роскошной живописью и экспрессией типов, не только превосходной отделкой деталей, но и глубоким знанием старинного русского быта во всех его мельчайших подробностях.

Изучение русской до-петровской старины составляет специальность художника Лебедева, который постоянно заимствовал из этой области сюжеты для своих картин. Особенно поражают в произведениях этого художника необычайная правдоподобность его рисунка, при большой тонкости и изяществе, при замечательном умении группировать фигуры и ловко пользоваться световыми эффектами.

Сюжет, избранный им для данной картины, заимствован из романической истории любви царевны-правительницы Софьи (родной сестры Петра Великого) с её ближним боярином, знаменитым князем Василием Голицыным.
Князь отправился в поход против Крымцев — и всякая весть о нем дорога.
Царевна, тоскуя и сокрушаясь о любимом человеке, мучимая неизвестностью, решилась идти на богомолье в Троицкую обитель.
Вот она, сопровождаемая только одной боярыней и одной постельницей, при небольшой охранной страже из стрельцов, — уже приближается к Святым воротам обители, а ей навстречу, с низким поклоном, подходит нарочный, посланный с письмом от её любимца. Царевна, от радости, теряет всякое самообладание и спешит поскорее прочесть дорогие строки…

Она передает свой дорожный посох боярыне и на ходу читает письмо князя Василия, писанное мудреной, только ей ведомой «цифирью» — в это время гонец, привезший письмо, почтительно сторонится, уступая ей путь к воротам обители, около которых стоят его кони и свита и сидят живописные группы калек-перехожих, распевающих свои духовные стихи.

Опубликовала    02 мая 2024
0 комментариев

Похожие цитаты

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

И.Н.Крамской - картина "Христос в пустыне"

Иисус сидит на камне, и ждет восход солнца. Линия горизонта делит холст на две части: холодную каменную пустыню — с одной стороны, и небо — мир света и надежды, символ будущего преображения — с другой.

Ровно в середине холста, на границе этих двух миров, изображены сомкнутые кисти рук Христа, которые вместе с его лицом представляют зрительный и смысловой центры картины.
Здесь сконцентрирована зона наибольшего «напряжения» в момент приятия Спасителем уготованной ему судьбы.

Философское начал…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  26 мар 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024