Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

С.Ю. Жуковский - "Ночь под Рождеством" (Интерьер с елкой)

Есть удивительные картины, волнующие и детей и взрослых. Именно к таким относится полотно Станислава Юлиановича Жуковского «Ночь под Рождество. Интерьер с ёлкой».

Станислава Жуковского можно считать одним из первооткрывателей нового жанра. Он начал блистательно объединять в своем творчестве натюрморт, пейзаж и интерьер.
Картина демонстрирует мастерство художника во всех трех жанрах.

Старосветская белорусская усадьба. Большой зал. На стене — женский портрет в золоченой, тускло поблескивающей раме. Это одна из прежних хозяек усадьбы, возможно, бабушка тех детей, что уснули в своей комнате, ожидая радостного пробуждения и счастливой возможности вбежать утром в гостиную, пропахшую хвоей, и найти подарок, обещанный заботливыми родителями.

Картина написана так, словно все — нарядная елка от пола до потолка, портрет, кресло, старинный стол, заваленный подарками, мягкий трепещущий свет, синяя снежная ночь за окнами — увидено глазами ребенка.
Кто из нас в нежном возрасте не подхватывался ночью, не шлепал босиком, чтобы тайно заглянуть под елку и убедиться — чудо случилось, подарки на месте? Теперь можно вернуться в теплую постель, крепко уснуть и видеть счастливые сны…

Время поменялось: подарки сегодня другие, елки зачастую искусственные, старосветских усадеб нет. Но настроение осталось прежним. На старинном столе — освещенные трепещущим светом карнавальные маски, картонные фигуры животных, маг в остроконечном колпаке, белый ангел со свечой, хлопушки, бенгальские огни, игрушки, сладости… Вы помните, как пахнут новенькие маски?
Теперь, когда я взрослый, знаю, что этот букет — смесь обычного столярного клея, краски, лака и бумаги. Так пахли и те маски медведей, лисичек и зайцев, что покупали мне с братом родители.

И вот еще одна особенность этой картины.
При всей красоте всего любовно изображенного художником, при сиянии звезд снежной ночи, при всем домашнем уюте и спокойствии охватывает странная тревога. Дети это тревожное состояние улавливают сразу, но объяснить не могут. Взрослые понимают.

Картина написана в 1918 году. Дальше можно не объяснять. Станислав Жуковский словно предчувствует, что эта праздничная ночь, возможно, последняя. Что вскоре уютная жизнь старосветских поместий закончится. Усадьбы разорят, дома будут гореть, а хозяева… Про это лучше не думать…

Но пока дети спят, а в большой и теплой комнате их ожидают красавица елка и стол с подарками. Хлопушек, игрушек и сладостей хватит на всех.
Без подарка никто не останется.

Скорее всего эти работы были созданы в имении Танеевых Рождественское, в котором Станислав Юлианович часто писал полюбившиеся мотивы усадебных интерьеров.
«В живописи С. Жуковского, — отмечалось в газете „Новое время“, — удивительно много свободного колоритного письма, много световых эффектов, разрешаемых легко, просто и сочно. Этому обаянию поддаются все, и ни одной почти своей картины С. Жуковский не получает с выставки обратно».

В 1907 году художник получил звание академика и организовал в Москве двухгодичную художественную школу, в которой преподавал вплоть до Октябрьской революции 1917 года. Среди его учеников были В. В. Маяковский, И. И. Нивинский и многие другие.

Опубликовала    06 янв 2024
7 комментариев

Похожие цитаты

Ирония судьбы

Так бывает и летом, когда долго стоит изнурительная жара: зелень жухнет, листья сворачиваются трубочками, дышать тяжело… Но потом вдруг начинается дождь. Не ливень с ветром, а тихий густой дождь. Тогда люди даже не думают о забытых зонтиках, идут по улицам веселые и довольные, от него не прячутся. А самые смелые разуваются и радостно шлепают по воде. Насквозь промокшие велосипедисты мчатся, хохочут, лужи разлетаются сверкающими водяными крыльями, вырастающими прямо из-под колес. Красота! Число,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЖанна Микулич  07 апр 2015

Любовь в старом городе

Вспомнилась история одной любви. Дело было так. На первом курсе театрально-художественного института (сегодня это — академия искусств) пришла к нам позировать пожилая дама в шелковом шарфе, по белому — черный крупный горох. Седая, но моложавая, губы розовой помадой крашены, брови подведены. Посадил ее преподаватель, а мы, студенты-живописцы, поставили на мольберты холсты и принялись за работу. Натурщица сидела хорошо, не болтала, вопросов не задавала, на розовых губах блуждала загадочная улыбка,…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЖанна Микулич  03 июн 2016

Турникет и грабли

Недели две назад возвращался с работы. Маршрут привычный, а потому все действия почти механические. Подошел к входу в метро, рука сама вытащила из кармана жетон. В переходе пожилой музыкант на старом аккордеоне играл и устало пел: «Кондуктор не спешит, кондуктор понимает, что с девушкою я…» А дальше про сиреневый туман, который наплывает. Молодежь в переходе своими делами занята: говорят, обнимаются, по телефонам трещат, встречаются и расстаются. Подхожу к турникету, опускаю в щель малиновый жет…

Опубликовала  пиктограмма женщиныЖанна Микулич  06 июн 2016