Место для рекламы

Хроники феминизма. От Иеремии Бентама до Саши Грей

Идеи первых феминистов имели мало общего с идеологией викингов, которые до смерти пугали англичан голой грудью. Ключевая идея феминизма — равенство, а не матриархат. «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов», — невероятно свежо для Америки периода войны за независимость и до сих пор актуально.

В Англии Иеремия Бентам, основатель утилитаризма, писал о необходимости признания равенства интересов женщины и мужчины и декриминализации гомосексуальных отношений в XVIII веке. Очень скоро в Европе пролилась первая феминистская кровь: Олимпия де Гуж, осмелившаяся представить во французский парламент проект Декларации прав женщины и гражданки, в котором содержалось требование признания полного социального и политического равноправия женщин, была отправлена на эшафот. В 1804 году Наполеон издал указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины, на долгие годы обеспечив феминисток поводом не любить властных невысоких мужчин. Даты, в которые трудно поверить: французские женщины получили право иметь независимые счета в 1909 году, в 1944 году — право участвовать в выборах на равных с мужчинами.

1. Линчевать и сжечь

Для коренных американок жизнь не становилась проще с развитием американского национализма, ведь дискриминация в Америке возникает на основе не только гендерных, но и расовых отличий. В южных штатах субъективными правами обладали только белые совершеннолетние имеющие частную собственность мужчины. Женщины, негры и дети не имели возможности распоряжаться своим телом и по сути не имели воли — сексуальное насилие и физические наказания, линчевания и прочие оправдываемые белой моралью действия подготовили почву для борцов за равенство. Америка остается главным местом побеждающего феминизма — госсекретарь в юбке и схема «выйти замуж — развестись — получить алименты и никогда не работать» — два полярных результата борьбы.

Получив свободу от белых людей, черные женщины осознали необходимость независимости от мужчин, но и здесь белые люди (в этом случае феминисты) все испортили. Не желая отказываться от расовых привилегий, белые феминисты препятствовали объединению женщин для совместной борьбы против гегемонии патриархата. В 1852 году на второй ежегодной Конвенции прав женщин Соджорнер Трут, американской аболиционистке и феминистке, известной речью «Разве я не женщина?», не позволили выступить. Это событие продемонстрировало разрыв между женщинами разных рас, и пройдет еще много лет, пока американки снова выступят за свои права одним фронтом.

В период индустриальной революции незамужние женщины низшего класса составляли значительную часть рабочих на фабриках в городах, трудясь в тяжелых условиях за маленькое жалованье. Одновременно с этим средний класс озаботился проблемой образования для девушек, в связи с необходимостью расширить спектр доступных для них профессий. По обе стороны Атлантики женщины принимали участие в протестах. Первый рабочий союз был создан женщинами — работницами спичечной фабрики.

В Азии и Африке женщинам приходилось противостоять одновременно традиционной и колониальной мужской опрессии. Английские колонизаторы в Индии опирались на наиболее реакционные традиционные группы, распространяя шовинистскую мораль просвещения. Характерен пример запрета традиции сати — сжигания вдовы на погребальном костре мужа. Колонизаторам удалось добиться запрета, но местные жительницы продолжали бросаться в костры тайно, под неофициальным давлением индуистов, для которых сжигание вдовы — способ избежать перехода собственности к женщине.

2. Золотая клетка Бетти Дрейпер

Ключевыми вопросами для феминизма XIX и начала XX веков были право голоса для женщин, право иметь собственность, право на совместное попечительство над детьми и наследование собственности мужа, юридическое закрепление равного статуса женщин и мужчин. И на Западе, и в России появились идеалы «новых женщин». Место невинных красоток, целью жизни которых являлось заключение счастливого брака, добрых матерей, верных жен и несчастных любовниц, описанных в литературе, да и вообще в искусстве, XIX века, занимают самостоятельные молодые женщины, ведущие свободный образ жизни: модан гару в Японии, девушки Гибсона в Америке, вдохновленные Коко Шанель гарсонс во Франции и советская Новая Женщина.

В большинстве развитых стран к середине ХХ века женщины получили возможность работать наравне с мужчинами и сохранять свой заработок, но неофициальная идеология не позволяла добиться фактического равенства.

В послевоенной Америке популярность ориентированного на семью и продолжение потомства образа жизни наблюдалась и в массовой культуре. В Америке 60-х было проведено невероятно простое исследование: Бетти Фридан опросила женщин, живущих жизнью упаковок с молоком — в богатом пригороде с мужем и несколькими детьми, насколько они удовлетворены своей жизнью. Оказалось, что улыбающиеся лица домохозяек из рекламы совершенно не соответствуют реальной картине. Идея женственности, в соответствии с которой представительнице слабого пола не нужны карьера, высшее образование и политические права (то есть независимость и возможности, за которые когда-то боролись феминистки), а все, что от них требуется, — с раннего девичества посвятить себя поискам мужа и рождению детей, — эта идея была придумана мужчинами.

В Европе Симона де Бовуар раскрыла темную сторону счастливого буржуазного брака, препарируя отношения своей матери и отца в «Очень легкой смерти». В книге «Второй пол», ставшей хрестоматийной для всех занимающихся гендерными проблемами исследователей и активистов, она анализирует социальные и физиономические характеристики полов разных видов животных. Главный вывод этой книги состоит в том, что физиологические характеристики женщин не дают оснований наделять их статусом вторичного, «второго» пола, который отводится им в соответствии с социальным конструктом.

3. Отдаться нельзя продаться

Горячие споры между феминистами, получившие квалификацию войн, происходили по поводу порнографии и проституции. Развивая тезисы сексуальной революции, феминисты заявляют, что сексуальная свобода — неотъемлемый и ключевой элемент освобождения женщин от давления, устанавливаемого и закрепляемого мужчинами, государством, классом и массовой культурой.

Лидером противоположного лагеря является Андреа Дворкин, участвовавшая в антипропаганде проституции и порнографии. Каждая пенетрация является насилием, все женщины, вовлеченные в порно- и секс-индустрию, — жертвы, даже если делают это добровольно, так как их согласие является не активным выражением воли, а молчаливым принятием роли марионетки. Чтобы навсегда избавиться от желания смотреть порно, прочтите мемуары Линды Лавлейс, снявшейся в «Глубокой глотке».

Радикальным, анти-секс-феминистам часто приписывают man-hating-черты, что несправедливо по крайней мере для Дворкин. Ее ненависть заслужили только те мужчины, которые используют свое привилегированное положение и физическую силу для причинения боли женщинам и детям.

Результатом первой и второй волн феминизма стало юридическое равенство полов, и это является главным аргументом против необходимости феминизма в настоящий момент: женщины могут получить любую работу, занимают места в парламентах всех развитых стран. Женщины действительно могут быть лидерами и управлять компаниями, но ни в одной стране количество женщин-руководителей не превышает планку 50%, что на самом деле говорило бы о равенстве.

В теории феминизма третьей волны появляется новое требование — дестигматизация женской сексуальности. В частности, отношение к порнографии как к одному из способов эксплуатации женщин, характерное для второй волны, в третьей сменяется на более нейтральное. Саша Грей своим пост-порно-образом разрушает представление о порноактрисах как о пассивных реципиентах мужского желания и жертвах насилия; в картинах с ее участием формируется типаж решительных, уверенных в себе личностей, которые к тому же готовы использовать извращенные патриархальной традицией нравы, чтобы получить возможность заниматься творчеством. Такой же противоположностью «домашнему ангелу» Вирджинии Вульф является современное феминистское искусство — от Фриды Кало до Дороти Ианноне.

4. Женщина или человек?

Нерешенной проблемой для феминизма является уравнивание прав женщин и прав человека, и важность этого вопроса подчеркнула Хиллари Клинтон на 4-й Конференции женщин. Некоторые считают, что женщинам в патриархальных мусульманских регионах (где они не могут получать образование, выходить на улицу без сопровождения мужчины, выбирать партнера, отказывать мужу в сексе и решать для себя такие ключевые вопросы, как иметь или не иметь ребенка) живется неплохо. Но они забывают, что, хотя такой образ жизни может быть выбран кем-то (посмотрите на отказывающихся от прав на образование куриц-соседок, чья сексуальная свобода заключается в выборе партнера, у которого позже можно будет попросить денег на сапоги), — абсолютное большинство в традиционалистских странах не имеет права выбора.

То, что женщины больше не бросаются под колеса повозок, чтобы привлечь внимание к своим проблемам, не означает, что этих проблем нет. По мнению историка Герды Лернер, тысячелетняя история борьбы женщин за равноправие с мужчинами привела к концу гегемонии патриархата, и последний рубеж, отделяющий женщин от обретения свободы, не социальные институты, созданные мужчинами, и даже не сами мужчины, а сознание женщин.

Стыд, комплекс жертвы, конкуренция на грани ненависти, искаженные массмедиа ценности вроде пресловутого «места на кухне» — вот что мешает добиться равноправия, которое пошло бы на пользу как мужчинам, так и женщинам, включая тех, кто предпочитает бурной общественной самореализации спокойную роль домохозяйки.

Опубликовала    03 июн 2015
1 комментарий
  • Аватар Марена
    8 лет назад
    а зачем мне это равноправие ... или иначе ... зачем мне в этом равноправии мужчина ???
    если всё сама (исключим рождение детей) что остается - типа любовь ?!
    мужчины прекрасно понимают после достижения равноправия полов они окажутся не нужны ... они уже чаще всего не нужны - успешным разумным взрослым женщинам - впрочем так же как и женщины, таким же мужчинам (если исключить деторождение) ... а строить отношения на взаимной ненужности человечество не умеет ... увы и ах

Похожие цитаты

Дамам кричащим "Я НЕ феминистка" посвящается))))

За что ты можешь смело сказать спасибо феминисткам:

• Ты закончила школу, колледж или вуз.

Без феминистского движения ты бы в самом лучшем случае умела читать, писать и вести хозяйство. Ах, да, еще и шить.

• Ты имеешь право водить машину.

Антифеминисты до сих пор считают, что это занятие — не для женщин.

• Если у тебя есть деньги, ты можешь положить их в банк, потратить или инвестировать.

Сама. И тебе не надо спрашивать разрешения. И счет в банке откроют на твое имя, а не на имя отца, мужа…

Опубликовала  пиктограмма женщиныAurora  13 дек 2013

Равноправие по-русски

Феминизм и Россия. Тема, достойная глубочайшего исследования. Да, мы не такие, как американки и европейки, мы не такие, как восточные женщины. Мы – уникальные. И уникальность наша во всём. Но в первую очередь - в нашем менталитете.

Позволю себе немного пофилософствовать, опираясь на личные наблюдения. Так как я имела возможность не только пообщаться, но и пожить, и поработать в Америке и Европе.
Восток — дело тонкое. И особенности восточного отношения к жизни и мужчине, я рассматривать здесь не буду. Это тема для отдельного разговора. Позволю себе кратенько проиллюстрировать увиденное в Америке и Европе, и сравнить с Россией.

Чего хотят американки?
По большей части равных прав в бизнесе. Они амбициозны и целеустремлённы…

Опубликовала  пиктограмма женщиныPin-up  12 янв 2014

Я полностью отвергаю желание многих феминисток пересоздать мужчин таким образом, чтобы они стали робкими и чувствительными, — в сущности, превратить их в новую разновидность женщин, в современных евнухов, — что, разумеется, было бы женщинам гораздо удобнее. Я не думаю, что это совпадает с интересами человеческого рода. Мы хотим мужественности и энергичности, и я боюсь, что для того, чтобы снова получить мачо в своё распоряжение, нам придется пройти через определённый период нестабильности в сексуальных отношениях.

Опубликовала  пиктограмма женщиныМАНЕФА  21 авг 2014