Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Василий Перов - картина "Чаепитие в Мытищах близ Москвы"

Картина «Чаепитие в Мытищах» входит в круг произведений с острой социально-обличительной тематикой, которая была широко распространена в русской живописи 186070-х годов.
К этому же ряду произведений Перова принадлежат «Проповедь в селе» и «Сельский крестный ход на Пасхе» (обе — 1861).

Место действия небольшого жанрового полотна обозначено надписью на верстовом столбе: Мытищи. Именно они были главным источником питьевой воды для Москвы. Отсюда в город в конце XVIII века был проведен первый московский водопровод.
Направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру многочисленные паломники останавливались в Мытищах на отдых. Там бывал и автор картины, следовавший на богомолье.

За чайным столом в сени деревьев сидит толстый распаренный зноем и чаем иеромонах.
К нему с протянутой рукой подходит безногий слепой инвалид в ветхой, залатанной одежде, рядом — босой мальчик-поводырь в лохмотьях, с шапкой в руке.

О судьбе старика рассказывают награды на его шинели, в числе которых солдатский Георгиевский крест. Он — герой недавно закончившейся Крымской войны. Отрекшемуся от мирской суеты священнослужителю нет дела до калеки — он неспешно вкушает чай из блюдечка, в стоящем рядом саквояже виднеется припасенная бутылка. По его указанию служанка отталкивает инвалида.

Довершают картину фигуры монашеских служек на втором плане: один — попивает чай, другой сладостно потягивается.
Мотив встречи нищего калеки с сытыми и не желающими замечать его присутствия людьми не был новым. Но Перов показал немыслимое: в милостыне страждущему отказывает сам священник, проповедующий людям идею христианской любви.

Тонкая, сложная в своей фактурной выразительности живопись картины отсылает зрителя к жанровым сценкам малых голландцев и к ближайшему предшественнику Перова в русской традиции — Павлу Федотову.

Художник пишет условный идиллический пейзаж с пышной зеленью деревьев и ясным небом, который воспринимается резким контрастом по отношению к изображенной сцене.
Автор подчеркнул конфликт между героями, в том числе с помощью композиции, имеющей в своей основе круг.
Его левая и правая части представляют два мира, зеркально отражающих друг друга. Предметы слева написаны Перовым с тщательной фактурной разработкой и здесь преобладают округлые формы.
В правой части все элементы изображения имеют более сдержанную живописную фактуру и монохромную красочную гамму.

Несмотря на неоднозначную реакцию общества на картину, она была приобретена московским купцом К.Т. Солдатенковым.
Впоследствии полотно вошло в золотой фонд собрания Третьяковской галереи.

Опубликовала    30 апр 2024
2 комментария

Похожие цитаты

Федор Решетников картина "Прибыл на каникулы"

«Прибыл на каникулы» — одна из самых популярных картин Федора Павловича Решетникова), написанная в 1948 году.

Художник изобразил момент приезда домой на новогодние праздники юного суворовца. В центре сюжета — мальчик в военной форме и пожилой мужчина в домашней одежде. Кадет только что вошел в комнату — на нем шинель и теплая шапка-ушанка, в левой руке он держит чемодан, а правой отдает честь деду, рапортуя о прибытии. Дедушка, видимо, бывший военный, вытянулся перед внуком по стойке смирно и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  04 янв 2024

К.П. Брюллов - картина "Гадающая Светлана"

Картина «Гадающая Светлана» написана Карлом Павловичем Брюлловым в 1836 году и является его единственным законченным произведением на русскю тему.
Сюжет картины взят из баллады Жуковского «Светлана».

Путешествуя зимой 1836 года из Константинополя в Петербург, живописец задержался в Москве в гостях у писателя Алексея Перовского. Его приезд пришёлся на канун Рождества, и Карл Павлович имел возможность воочию наблюдать за святочными гаданиями, проводившимися в доме друга.

В качестве сюжета Брюлл…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  13 янв 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024