Место для рекламы
Иллюстрация к публикации

Н.И.Шильдер - картина "Искушение"

Идею для написания данного полотна дала картина Федотова «Бедной девушка краса — смертная коса», де была показана поучительная сценка соблазнения сводней юной невинной девушки, находящейся в бедственном финансовом положении.
За картину «Искушение» Шильдер был награжден большой серебряной медалью Академии художеств.

Приобретая картину Павел Третьяков дал данному полотну весьма холодный отзыв: «Душевно уважая Вас, скажу Вам откровенно, что картину Вашу я брал, надеясь сбыть кому-нибудь из знакомых… мне, собственно, она не нравилась, но так как была выставлена в Академии, то я полагал, может быть, другие найдут ее хорошею».

Однако, продажа так и не состоялась, а именно с этой картины началась история знаменитой коллекции живописи, имя которой сейчас — Государственная Третьяковская галерея.

Перед зрителем показан сюжет соблазнения. Такие моралистические сюжеты были распространены в искусстве 19 века.

Полотно художника показывает поучительную сцену попытки соблазнения невинной девушки.
В отличие от картины Федотова, девушка здесь делает свой выбор. Она не желает слушать сводню, которая протягивает ей браслет — подарок богатого ухажера, пытающегося ее соблазнить. Драматическая сцена разворачивается в маленькой комнатушке, которую снимает девушка и ее тяжко болящая мать, испытывающая нужду в постоянном уходе и лекарствах. Девушка пытается заработать, день и ночь работая вышивальщицей на дому: правее центра композиции художник изобразил вышивальный станок с работой.
Труд для молодой вышивальщицы тяжелый — нужно успеть сделать заказ к сроку, за такие заказы мало платят, но это единственный честный заработок. Можно предположить, что девушка и ее мать благородные люди, возможно обедневшие дворяне.

В глубине комнаты, за темными занавесками — тесное ложе, на котором дремлет или находится в забытьи мать девушки. Она явно нездорова и вероятно находится на грани жизни и смерти.

С бедной обстановкой и скромной одеждой этих двух героинь составляет контраст старуха-сводница в нарядном чепце. Она предлагает девушке драгоценный браслет, одновременно жестом указывая на дверь позади. Через щель в дверном проёме, слева за плечом старухи, можно разглядеть усатого мужчину, который пытается разглядеть домашнюю обстановку.

Судя по позе, жестам и выражению лица девушки, она возмущена предложением сводницы и решительно отвергает его. Бедная, но чистая обстановка комнаты, скромная чистота образа девушки контрастируют со старухой, для которой сводничество стало привычным ремеслом. Сколько душ было совращено ей — можно догадываться, что немало. Жизнь со всей неприглядной остротой присущих ей проблем увидена Шильдером вполне академично сквозь призму опыта старых мастеров. В светотеневой режиссуре, гладкой живописной манере и символичных деталях вполне узнаваемы классические черты голландской бытовой живописи XVII столетия.

Картина имеет свою скрытую символику. Графин с чистой водой у рабочего столика девушки воплощает ее хрупкую непорочность. Огарок свечи у постели больной намекает на ее скорую смерть. Фигура кошки, выслеживающей мышь под комодом, дидактично показывает суть соблазнения. Своды потолка указывают на то, что действие происходит в подвальном этаже, который обычно снимали самые бедные люди. Однако и в этой безысходной обстановке брезжит луч надежды: на откосе подвального окна автор поместил икону, а из самого окна исходит луч света — луч надежды на Божие милосердие и попечительство.

Опубликовала    28 апр 2024
1 комментарий

Похожие цитаты

Прянишников И. М. - картина "Крестный ход"

Илларион Михайлович Прянишников (1840—1894) — русский художник и педагог, мастер жанровой живописи, действительный член Петербургской академии художеств.

Один из основателей передвижничества, Илларион Михайлович Прянишников любил работать с масштабными сюжетами, изображая многочисленную и многоликую толпу, и «Крестный ход», последняя картина художника, яркое тому подтверждение.

Ввиду сложности и объемности полотна как ни старался автор, так и не успел его закончить — умер в возрасте 53 лет.

Р…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  22 мар 2024

Валерий Якоби - картина «Шуты при дворе императрицы Анны Иоанновны»

В начале 1870-х годов Якоби приступает к работе над серией картин на сюжеты из русской истории ХVIII столетия — «Шуты при дворе Анны Иоанновны» (1872), «Артемий Волынский в заседании кабинет-министров» (1875), «Ледяной дом» (1878), «Первое торжественное собрание Академии художеств (28-го июня 1865 г.)» (1889).

Художник не только обращается к истории ХVIII века, но и стилизует свой живописный язык под рококо «галантного столетия».

Стилизации в духе рококо, весьма популярные в оформлении интер…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  10 апр 2024

Кириак Костанди - картина "Ранняя весна"

1890 год был отмечен большим успехом в творческой биографии художника. Кириак Костанди написал картину «Ранняя весна», которая впоследствии была отмечена дипломом и Большой бронзовой медалью на Всемирной Парижской выставке 1900 года.

На картине мы видим монастырский сад в весеннюю пору. Деревья еще не успели распуститься, но в их гибких ветвях чувствуется пробуждение от зимней спячки: очень скоро развернутся набухшие почки и пробьется первая листва.

По залитой ярким солнцем тропинке, среди зел…

Опубликовала  пиктограмма женщиныTina L  24 апр 2024