Место для рекламы

Джоконд, оказывается, три. Три портрета разного возраста и в разной одежде

Неожиданно: Посмотрите, какая картина есть в Эрмитаже. В феврале 1852 года императорские собрания Эрмитажа были открыты для публики — коллекция стала музеем. Но есть картина, которую Эрмитаж хранит где-то далеко в запасниках и никогда не показывает посетителям. Название её звучит знакомо — «Портрет Джоконды».

На самом деле, сенсации тут вроде нет. «Копия, неизвестный художник, XVI в. холст, масло, 7153 см. Автор оригинала: Леонардо да Винчи. 14521519», — сообщается в описании этой единицы хранения. Статус великого музея не позволяет Эрмитажу выставлять копии. Подробностей происхождения петербургской Джоконды хранители тоже не раскрывают — по крайней мере, поиск информации не дал результата.

О каких-то деталях биографии экспоната можно догадаться по его инвентарной описи: «Поступил в 1931 г. Передан из всесоюзного объединения «Антиквариат». Зловещая контора «Антиквариат» в 1929—1931 годах распродавала иностранцам коллекции крупнейших российских музеев — так добывали деньги на индустриализацию страны. В 1931-м «Антиквариат» как раз потрошил собрание Строгановского дворца в Ленинграде.

Известно, что граф Сергей Григорьевич Строганов (17941882) был страстным коллекционером и буквально охотился за работами Леонардо. «Портрет юноши в образе Святого Себастьяна» Строганову где-то в 1850-хх продали именно как работу да Винчи — но уже после смерти графа искусствоведы договорились, что картину писал ученик мастера Джованни Больтраффио. Возможно, и «Джоконда» — трофей Строганова; в 1931-м «Антиквариат» не смог продать её и сдал на хранение в Эрмитаж.

Но знаете, и с той «Моной Лизой», которая висит в Лувре и считается подлинной (доска, масло, 76,8 53 см), тоже не всё ясно. Считается, что портрет своей супруги Лизы Герардини флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо заказал Леонардо в 1503 году. Но почему мастер не отдал картину заказчику, а увёз прелестный портрет чужой жены с собой во Францию, где он и остался навсегда?

В 1913 год Хью Блейкер обнаружил в доме некоего английского дворянина картину XVI века на которой была изображена… да, опять Джоконда, сомнений нет. Только тут модель явно моложе, чем её французская версия. Блейкер купил картину и разместил её в своей студии в районе Айзелуорт на западе Лондона. С тех пор её называют «Айзелуортской Моной Лизой».

Но это точно Она! Точь в точь Джоконда, только немножко моложе первых двух.

Радиоуглеродный анализ холста показал, что он был произведен между 1410 и 1455 годами. Сейчас полотно принадлежит группе неких швейцарских инвесторов. Образованный ими цюрихский «Фонд Моны Лизы» настаивает, что эту картину тоже писал Леонардо: мол, ранний («айзелуортский» вариант) он передал заказчику, а второй сделал позже для себя.
Уже первые биографы да Винчи отмечали, что да Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету, а также много размышлял во время процесса его создания. «Одно из достоинств «Джоконды», такое неочевидное для нас, но декларативное для современников, было в том, что она — веской точкой, подобно «Черному квадрату» Малевича, закрепила осознание, что профильный живописный портрет устарел Осознание, что человека можно изображать, оказывается, не только в профиль, но и в фас, а еще и в три четверти — одно из важнейших изобретений в мировом искусстве, эпохальная веха» — это я цитирую искусствоведа и писателя Софью Багдасарову

Посмотреть все три фото картин можно здесь : neojidanno-posmotrite-kakaia-kartina-est-v-ermitaje-602d88a6ffa2d86ae44549e9?&disable_feed_under_article=false Автора публикации зовут Кирилл. Больше о нём не известно. (ссылка не активна, поэтому скопируйте то что там и введите в поиск)

Опубликовал    02 мая 2021
0 комментариев

Похожие цитаты

«Черный квадрат» Малевича — наглядное пособие для шизофреников.

Опубликовал  пиктограмма мужчиныПетр Квятковский  15 ноя 2018

«Чёрный квадрат» — это бермудский треугольник живописи.

Опубликовал  пиктограмма мужчинывестник  03 окт 2019