Место для рекламы

Большая колыванская ваза

Огромную каменную чашу, установленную на специальном усиленном фундаменте, можно увидеть в одном из залов Нового Эрмитажа. Это царица ваз или Большая колыванская ваза, выполненная из ревневской яшмы. Данный шедевр также называют Колыванской чашей или царской чашей, что сути дела не меняет. Она считается самой большой чашей в мире, изготовленной из яшмы.

Царица ваз в Эрмитаже

А обязано появление гигантской каменной чаши императору Российской империи Николаю I. Он серьёзно и со знанием дела занимался обустройством дворцового комплекса, расположенного на берегу Невы. При прежних российских правителях посмотреть на уникальные сокровища, собранные в Зимнем дворце, могли только его обитатели и их гости. А вот Николай I решил сделать Эрмитаж доступным для всех людей.

В результате этого появилось здание Нового Эрмитажа, строительство которого закончилось в 1851 году. Это здание стало первым публичным художественным музеем в Российской империи. Не последнее место в нём заняли предметы, изготовленные русскими мастерами-камнерезами.

В то время в империи камнерезных центров насчитывалось три. Это Петергофская шлифовальная фабрика (мельница), созданная ещё при Петре I. Екатеринбургская шлифовальная фабрика, строительство которой датируется 1740 годом. И Колыванская шлифовальная фабрика, организованная на Алтае. Царица ваз была изготовлена именно на последней.

В 1819 году на ревневской каменоломне Алтайского горного округа был найден большой утёс зелёно-волнистой яшмы. От 11-метровой глыбы сумели отделить монолит длинной 8,5 метров, но из-за трещины его пришлось разделить на две части. Пригодной для работы признали часть камня, длина которого составляла 5,6 метра. Из него и решили изготовить эллипсовидную чашу.

Чашу решено было делать по эскизам архитектора Мельникова. Несколько лет ушло на изготовление макетов и детальных рисунков. Работы по изготовлению самой чаши были начаты лишь в феврале 1828 года, под руководством Михаила Лаулина.

В течение 2-х лет камень тесали вручную долотами, делая заготовку. На первичной обработке камня было задействовано около 100 человек.

В 1830 году заготовку положили на дровни и впряженные в них 567 человек в течение восьми дней, вручную транспортировали её в находящуюся на расстоянии 30 километров Колывань. Где располагалась Колыванская шлифовальная фабрика, на которой внутреннюю часть вазы сделали полой. И только после этого мастера приступили к работам, связанным с нанесением орнамента и полировкой поверхности вазы.

19 февраля 1843 года готовую вазу аккуратно запаковали, обложили стружкой, погрузили в особые сани. Впряженные в них более полутора сотен лошадей, повезли драгоценный груз из Колывани в Барнаул, а оттуда на Урал. По реке Чусовой детали вазы на плотах были переправлены до Камы, далее до Волги и, в конечном итоге, по Мариинской водной системе в Неву.

В Петербург ваза попала через полгода после начала пути и была выгружена рядом с Эрмитажем. Поместить её в парадном втором этаже Зимнего дворца, где экспонируются изготовленные из камня произведения лучших русских мастеров, из-за веса и размера Царицы ваз, оказалось невозможным. В 1845 году было принято решение поместить чашу в проезд здания Нового Эрмитажа.

Фундамент для вазы сооружался в течение 4 лет и только осенью 1849 года силами 770 рабочих чашу установили на предназначенном ей месте. Несколько лет она простояла в проезде, но потом его закрыли стенами, превратив в одно из помещений Нового Эрмитажа.

Высота чаши с пьедесталом составляет 2,57 метра, её большой диаметр равен 5,04 метра, а малый — 3,22 метра. Колыванская ваза является самой большой вазой в мире. А точнее, самой большой вазой, которая изготовлена из яшмы. Вес Царицы ваз составляет 19 656 килограммов.

В отличие от большинства чаш, которые мастерами того времени делались квадратными или круглыми, Колыванская чаша имеет овальную форму. Если для изготовления из имеющей большую твердость яшмы вазы круглой, или квадратной формы могла использоваться шлифовальная машина, то чашу овального размера можно было сделать только вручную.

Созданный русскими мастерами шедевр искусства поражает как своей красотой, так и размерами. Интересно то, что современные мастера изготовить такое изделие из цельного куска яшмы не могут. Дело в том, что яшма — слишком хрупкий материал, который при обработке легко даёт трещины. Причём, чем красивей узор камня, тем он более хрупок.

Сделанная из поражающего своей узорчатостью материала ваза, при обработке должна была непременно расколоться, но этого не произошло.

Исследователи решили провести эксперимент по созданию уменьшенной копии Колыванской вазы и предложили самым именитым современным мастерам изготовить из цельного куска яшмы вазу с размерами метр в высоту и полметра диаметром. Все каменных дел мастера, как один, дружно ответили отказом. Заявив при этом, что такую работу сделать невозможно и, из-за хрупкости обрабатываемого материала, заготовка будет испорчена ещё при её грубой обработке.

Как мастера Колыванской шлифовальной фабрики, не имея современных аппаратов по резке камня, а пользуясь лишь примитивными ручными инструментами, смогли изготовить Царицу ваз? Это остаётся покрытой пылью веков тайной, которая так и остаётся неразгаданной.

Вполне возможно, что мастера того времени могли владеть какими-то особыми тайными технологиями, которые с течением лет были забыты и утрачены. Нам, с восхищением глядящим на созданные ими шедевры, остаётся только удивляться и недоумевать.

Опубликовала    16 фев 2019
0 комментариев

Похожие цитаты

Вдоль обрыва, по-над пропастью, по самому по краю
Я коней своих нагайкою стегаю-погоняю!
Что-то воздуху мне мало: ветер пью, туман глотаю…
Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю!
Чуть помедленнее, кони, чуть помедленнее!
Вы тугую не слушайте плеть.
Но что-то кони мне попались привередливые…
И дожить не успел, мне допеть не успеть.
Я коней напою,
Я куплет допою, —
Хоть мгновенье еще постою на краю…
Сгину я — меня пушинкой ураган сметет с ладони,
И в санях мня галопом повлекут по снегу утро…

Опубликовала  пиктограмма женщиныМалина  26 янв 2013

Стоит возомнить о себе, что ты гений, и на этом все заканчивается: начинаешь думать, что все, что ты делаешь, — шедевр.

Цитата из книги "Средний пол"

Опубликовала  пиктограмма женщиныBaghira  04 дек 2016

Как большевики распродавали Эрмитаж: Бриллиантовая комната, рака Невского и другие шедевры

После революции 1917 года в руках молодой Советской власти оказались несметные сокровища. Речь шла даже не о деньгах, а о предметах старины и искусства, которые находились в России. Картины великих художников, ювелирное наследие царской семьи, иконы и книги, имеющие огромную ценность. Многие ценители искусства были разочарованы решением властей продавать на заграничных аукционах шедевры изобразительного и…

Опубликовала  пиктограмма женщиныИсабель  25 дек 2018